Мебель в стиле «БАУХАУС»

Мебель в интерьере

Представляем легенду
Баухаус и сегодня является символом смелых и функциональных разработок в искусстве, архитектуре и дизайне. Многое из того, что кажется нам самим собой разумеющимся в нашем окружении, является следствием революционных идей основателей Баухауса. Уже давно стулья из стальных трубок Марселя Брюера или Людвига Миса ван дер Роэ считаются «классикой модерна». Они и другие художники сделали самую знаменитую школу дизайна ХХ века колыбелью современной разработки продукта.

Баухаус: краткая история
Открытая архитектором Вальтером Гропиусом в 1919 году высшая школа разработки форм переехала в 1925 году в Дессау. Концепция Гропиуса состояла во включении в учебную программу таких предметов, как архитектура, живопись, столярное дело, ткацкое дело и гончарное дело. Преподавали знаменитые художники Лионэль Файнингер, Василий Кандинский, Пауль Клее и Ласло Моголи-Надь. В 1928 году руководство школой принял Ханнес Майер, а в 1930 году Людвиг Мис ван дер Роэ. В 1932 году Баухаус переехал в Берлин, пока в 1933 году под нажимом нацистов не самоликвидировался. Эмиграция Марселя Брюера, Вальтера Гропиуса и Людвига Миса ван дер Роэ способствовала распространению идей Баухауса по всему миру.
Завораживающая фантазия
Объединение ремесла и искусства в идеальное целое подвигло архитектора Вальтера Гропиуса к созданию в 1919 года Баухауса в Веймаре. Изделия Баухауса должны были открыть новую эру в оформлении жилища, в которую сам Гропиус внес вклад, построив образцовый дом с плоской крышей. Оснащение этого дома полами из линолеума, мебельными стенками и мебелью из металлических трубок было шокирующе простым и функциональным. Но именно это «развенчание буржуазной роскоши» было программной целью пионеров Баухауса. Из предметов быта путем «устранения всего ненужного» возникали типичные модели интерьера. Таким образом был дан старт промышленному серийному производству. Прежде всего, в мебельной мастерской Баухауса промышленный дизайн впервые нашел свое отражение в продуктах, ставших символами модерна.
Провокация: кресло из металлических трубок
Когда венгерский столяр Марсель Брюер в середине двадцатых годов изготовил кресло из сваренных стальных трубок и куска парусины, он создал абсолютно новый дизайн мебели. Кресло из стальных трубок является примером той прозаической эстетики, которая сделала Баухаус таким известным. Большинство современников видели в хромированных блестящих трубках вызов «немецкому уюту», но через некоторое время Брюер, изменяя покрытие металла и придавая изделиям новую форму, ввел свои изделия в лучшие дома. Уже в начале тридцатых годов стальной стул Торнета стал изготавливаться серийно. Уже до этого Брюер сделал ряд проектов «стульев из перекладин», которые своими прямоугольными линиями походили на машины. Брюер видел в своей мебели «аппараты сегодняшней жизни», которые должны были быть гигиеничными, недорогими и разборными. Его работы считаются классикой Баухауса, но и другие разработки в области мебели взрывали привычные рамки техники и эстетики.
Пионеры современного мебельного дизайна
«Разработчики форм» Баухауса – слова «дизайнер» тогда еще не было в обиходе – дали огромное количество инноваций: от модульной мебели и до абстрактных рисунков ковров. Неотъемлемой частью «современной жизни» стали кухни, которые изначально должны были быть функциональными – предшественники современных встроенных кухонь. Рабочее место также оказалось под пристальным вниманием «разработчиков форм».
Новые модели характеризовались недорогими материалами и эстетикой, которой было чуждо понятие «услужливость». Для детской комнаты Альма Зидхоф-Бушер разработала столы для пеленания и кроватки, а для жилой комнаты Йозеф Альберс – встроенные шкафы и столы из стекла, впервые соединив такие материалы, как стекло и металл. Мис ван дер Роэ, напротив, применял для мебели микст из металлических трубок, стальных лент и кожи, создавая скорее благородно-элегантные изделия.
Продукты для промышленности
Баухаус был фабрикой идей для зарождавшейся промышленности. Одной из самых продуктивных художниц была Марианна Брандт, которая первой сделала решительный шаг в сторону промышленности, разработав свои светильники. Успешной разработкой «массового товара» стали обои из Баухауса, которые имели такой нейтральный рисунок, что могли наклеиваться без особых усилий и подготовки. Под девизом «Для народа против роскоши» художники Баухауса старались ввести в обиход недорогую многофункциональную мебель для человека со скромными доходами.
Мебель из Баухауса: классика дизайна по сей день
Без первопроходческой деятельности пионеров Баухауса история дизайна была бы написана по-другому. Кроме кресла из стальных трубок значительно опередила время «кубически-парящая» разработка Марселя Брюера и Марта Стама. «Кресло Вайссенхоф» Людвига Миса ван дер Роэ и сегодня выглядит потрясающе современным. Разработки столовой посуды Марианны Брандт были найдены в восьмидесятые годы итальянской фирмой «Алесси» и имели большой успех продаж. Все прототипы Баухауса и сегодня являются объектом вдохновения современных дизайнеров. Побочным эффектом можно считать то обстоятельство, что любая мебель строгого дизайна называется мебелью «Баухаус». Однако это не умаляет достоинств оригинала: практикуемая Баухаусом гармония искусства, архитектуры, ремесла и философии в сочетании с рациональностью повседневной жизни остается уникальным явлением. Идея, что функциональность определяет стиль изделия, является фундаментом современного промышленного дизайна.